На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Kaztag

281 подписчик

Оценка политических репрессий в Казахстане неоднозначна – историки

Астана. 31 мая. КазТАГ – Махамбет Абжан. Оценка политических репрессий в Казахстане неоднозначна, считают историки.

«Если говорить о большинстве казахстанского общества, то о репрессиях оно знает смутно, молодые у нас путаются, они, грубо говоря, могут сказать, что Абулхаир хана в репрессиях казнили, что-то в этом роде.

Большинство, на самом деле, информировано очень плохо. Что касается меньшинства, есть люди, которые стоят, во-первых, на патриотических позициях, то есть понимают глубину, но таких достаточно небольшая доля населения. Но есть, конечно, в то же время группа, которая стоит на позициях сталинизма, часть общества, которая каким-то образом пытается оправдать репрессии, показать, что они были оправданы, что Сталин готовился к войне, что враги были повсюду. То есть достаточно неоднозначна картина», - поделился своим мнением с корреспондентом агентства историк Радик Темиргалиев в воскресенье.

Ученый уверен, что политические репрессии нанесли колоссальный удар по Казахстану в целом.

«Я не говорю только про казахский этнос, но казахский этнос, конечно, очень сильно пострадал, потому что мы знаем, насколько у нас в тот момент был тонкий слой интеллектуальной элиты, насколько мало у нас было ученых, писателей. И когда практически большинство из них было либо осуждено, либо расстреляно, фактически нацию лишили своей настоящей элиты, начали взращивать уже советскую интеллигенцию на ее месте, которая была полностью идеологизирована», - отметил он.

На вопрос, можно ли провести аналогию нынешнего преследования инакомыслящих в Казахстане с репрессиями в Советском Союзе, Темиргалиев ответил, что в этом вопросе есть «существенная натяжка».

«Сравнивать одно с другим – это очень серьезное преувеличение. В то время была страшная эпоха. Это передергивание, в большей мере манипуляции, спекуляции на этой теме. Что касается уроков, конечно, урок здесь один, урок достаточно очевидный: это просто не должно никогда повториться. В любом обществе должна существовать палитра мнений, свобода слова, дискуссии должны вестись. Отсутствие дискуссии, отсутствие оппонентов во многом обусловило застой Советского Союза, а затем и его распад – отсутствие альтернативного мнения, когда всем несогласным с чем-то закрывали рот и не давали высказать свое мнение, которое очень часто было оправданным», - сказал историк.

На вопрос, существует ли риск, что повторятся репрессии, как в СССР, ученый отметил, что различные риски всегда присутствуют, но этот риск достаточно небольшой.

«Все-таки время другое на дворе. Я думаю, что и власть это понимает. И даже этот День (памяти жертв политических репрессий – КазТАГ), которому мы сегодня уделяем достаточно большое внимание – тот же показатель», - резюмировал Темиргалиев.

В свою очередь доктор исторических наук, профессор Евразийского национального университета имени Гумилева Гульнар Мусабалина инициативу президента РК Касым-Жомарта Токаева о создании государственной комиссии по реабилитации жертв репрессий назвала замечательной.

«Народ воспрянул, понимаете, народ хорошо принял! Мое предложение: нужно создать Книгу памяти жертв политических репрессий. Также необходимо создать электронную базу жертв политических репрессий. У нас в лагерях было свыше 5 млн человек. Нужно восстановить имя каждого. Нужно вспомнить имена раскулаченных баев. Почему мы боимся об этом говорить? Я понимаю, в то время они были богатые, у них был достаток, но это же наша история. Нужно восстановить имена этих людей, которые считались врагами народа в то время», - предложила она.

В ответ на вопрос, возможно ли, что Казахстан вернется к репрессиям, профессор предложила не политизировать историю.

«Историю изучать надо, но с политикой ее связывать нельзя. Мы просто должны дать объективную оценку. Не надо спекулировать тем, что было когда-то. Не надо современный Казахстан путать с тем периодом», - считает Мусабалина.

Также историк прокомментировала идею национал-патриотов запретить коммунистическую и советскую символику.

«Использовать в качестве символики серп и молот – это неправильно. Это была другая коммунистическая партия, это были другие люди, у нее были другие цели. Пусть символы будут другие. Я считаю, что нужно запретить советскую символику», - сказала профессор ЕНУ.

Кроме того, историк не считает правильным обнародование списков сотрудников НКВД.

«Я считаю, что общество еще не готово к этому. Я считаю, что это пока обнародовать не надо. Мы еще не готовы к этому восприятию. Могут некоторые воспользоваться этим, и начнется национальная вражда. Зачем нам создавать эту ситуацию?», - добавила доктор исторических наук.

Также она считает правильным, что жертвам политрепрессий выплачивают незначительное по размерам госпособие.

«Мы привыкли, что должны получать от государства все. Немного надо отходить от этого. Понятно, это память. Но мы потомки, как мы имеем право просить у государства? Спасибо, что государство реабилитировало (жертв политических репрессий – КазТАГ) и оказало какую-то помощь. Государство сейчас в современный период не обязано это делать. Мы все почему-то привыкли от государства все получать. Надо восстановить и реабилитировать имена всех репрессированных», - резюмировала Мусабалина.

Также отношение общества к политическим репрессиям в Казахстане прокомментировала почетный журналист Казахстана, одна из инициаторов создания музея жертв репрессий в поселке Долинка Карагандинской области Екатерина Кузнецова.

«Одни считают, что все было по закону, и люди, которые сидели в лагерях, и которых расстреляли, были перед Советской властью в чем-то виноваты. Таких у нас, к сожалению, еще достаточно. Другая часть общества относится к политическим репрессиям резко отрицательно. Это те люди, которые на себе это испытали, это старшее поколение. Их потомки отрицательно относятся к политическим репрессиям. А есть достаточно большой слой людей, которым «до фонаря» – им безразлично. Они прикрываются тем, что они ничего не знают, у них никто не сидел, у них никого не репрессировали. Поэтому сказать, что общество у нас однородное, я не могу. Первая категория людей при экономических сбоях с торжеством говорят: «Вот, Сталина на вас нет». У них в головах до сих пор матрица существует, что при Сталине был порядок», - привела она свою классификацию.

Специализирующаяся на истории Карлага журналист рассказала, что после назначения акимом Карагандинской области Абельгазы Кусаинова новым директором данного музея стала бывший заместитель начальника исправительной колонии АК-159 по воспитательной работе.

«Ее муж – завхоз колонии, и она возгласила музей памяти жертв политических репрессий. Замечательно?» - задалась она вопросом.

По мнению Кузнецовой, по сравнению со сталинскими репрессиями то, что сейчас происходит в Казахстане, «не идет ни в какое сравнение ни по уровню жестокости, ни по уровню наказания».

«Но действительно имеет место преследование по убеждениям. Я бы не сказала, что это политические репрессии, но это преследование за их несогласие с какими-то сторонами нашей жизни. Арестовывают у нас правозащитников, а при Сталине не было никаких правозащитников. Сейчас вроде новый президент подписал новый закон о митингах («О мирных собраниях» – КазТАГ). Все списано с российской кальки. У Путина сейчас единовластие и тоталитарный режим. У нас нет тоталитаризма как такового, у нас до сих пор был авторитаризм. Может сейчас что-то изменится, потому что Токаев больше демократичности проявляет», - считает она.

Также исследовательница назвала расстрел нефтяников в Жанаозене вторым Новочеркасском.

«В Жанаозене очень-очень несправедливо обошлись с нефтяниками. Они просто требовали нормальных условий жизни и работы, они же никакой революции не затевали. Меняются времена, и время ожесточается. И последние действия власти, я считаю, у людей вызывают не очень доброжелательный отклик. Потому что за политические воззрения сажать ни в коем случае нельзя. Если люди просто требуют элементарного соблюдения Конституции, за это наказывать ни в коем случае нельзя. Это очень разъединяет людей с властью. Народ в Казахстане очень миролюбивый. Этот народ пережил очень много несправедливости, потерь. Люди очень терпеливы, доброжелательности. Они готовы сотрудничать с властью, а власть не всегда готова понимать народ», - сказала Кузнецова.

Она обратила внимание, что закон «О мирных собраниях» далеко не демократический.

«Спрашивать разрешения у власти на митинг – это неправильно. Нужно народ слушать и понимать. Поскольку Токаев – дипломат, пока его действия не вызывают резкого отторжения. Хотя смерть (политического активиста – КазТАГ) Дулата Агадила в тюрьме – это просто невероятно, нельзя было этого допустить. Он же (государственные – КазТАГ) устои не колебал, он просто был с чем-то не согласен, а человек имеет право с чем-то не соглашаться. Поэтому, я считаю, некоторые шаги по демократизации предпринимаются, но до реальной демократизации нам еще далеко», - отметила почетный журналист Казахстана.

Также Кузнецова обратила внимание, что во время встреч со студентами молодежь «очень живо интересуется временами сталинских репрессий».

«Это неспроста, наверное, они это калькируют на современность. Они этого боятся, мы все боимся повторения (репрессий – КазТАГ)», - считает она.

Также журналист рассказала об открытии первым президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в 2007 году памятника «АЛЖИР», на которое прибыли потомки репрессированных из России, Германии, Израиля.

«Он (Назарбаев – КазТАГ) подходил к каждому, каждому пожимал руку, каждому заглянул в лицо, и все были просто очарованы. Это был очень волнующий момент. И я помню, когда он сказал: «Сталин был хуже Гитлера, потому что Гитлер не уничтожал своих, он уничтожал чужих, а Сталин уничтожал своих. И за это не будет ему в веках прощения». И все ему были так благодарны», - вспомнила она.

С тех пор, как считает Кузнецова, многое поменялось.

«И люди меняются, и взгляды меняются. Но хотелось бы, чтобы сохранился тот настрой: помнить о том, что случилось, из истории этого не выкинешь, это шрам на теле каждого народа, составлявшего Советский Союз. Теперь, когда изменилась ситуация, мы иногда возвращаемся своими необдуманными поступками, репрессивностью, как в Жанаозене было, мы как-то откатываемся назад. Это ошеломляет людей. Ведь эти ребята в Жанаозене долго совершенно мирно сидели в палатках. Потом явились эти провокаторы, которые стали ставить музыкальные центры, провоцировать на скандал нефтяников. Нефтяники требовали, чтоб им платили, как полагается. В результате остался очень глубокий след, это шрам. Этот шрам никак не заживает. Это чувствуется. И власть повела себя не осмотрительно и трусливо, она испугалась народа. И как-то сразу люди это связали с прошлым: «Неужели опять начинается?» - поделилась журналист.

Вместе с тем она выразила уверенность, что того, что было в 30-е годы, не может случиться.

«Хотя мы видим соседнюю страну, в которой это очень даже случается. И там появляется новый фюрер, разговоры о величии, закон о том, что нельзя плохо думать о войне, нельзя плохо думать о прошлом. Не нужно брать пример со «старшего брата», - предупредила почетный журналист РК.

Также она прокомментировала предложения запретить коммунистическую символику.

«Коммунизм и фашизм – это две стороны одной медали. Надо кончать нам с этими реверансами. То ли мы за демократию, то ли за коммунизм, то ли мы еще за что-то. Хватит нам серпа и молота. Мы уже получили по голове молотом и по горлу серпом. Надо отрешиться от этого и начинать строить демократическое государство, а партию коммунистическую надо запретить», - заключила Кузнецова.

Напомним, 14 апреля 1993 года был принят закон РК «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», а 5 апреля 1997 года первый президент РК Нурсултан Назарбаев подписал указ об установлении 31 мая Днем памяти жертв политических репрессий.

30 мая президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил создать государственную комиссию по реабилитации жертв политических репрессий.

 

Ссылка на первоисточник
наверх